Юристы КРО ООО «ОПС «Человек и Закон» предложили отменить установленный законодательством Курской области запрет на приобретение в собственность земельных участков сельхозназначения как противоречащий законодательству.

На состоявшемся 28 июня 2018 г. заседании Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Курской области юристы КРО ООО «ОПС «Человек и Закон» выступили с инициативой об отмене установленного законодательством Курской области запрета на приобретение в собственность земельных участков сельхозназначения.

Так, ст. 4 Закона Курской области от 19.12.2011 № 104-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области» был установлен мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 1 января 2020 года. Запрет, по положениям законодательства Курской области, являлся абсолютно императивным: каких-либо ограничений и исключений для отдельных категорий субъектов или при совокупности определенных обстоятельств в региональным законодательстве, начиная с 2015 года, установлено не было.

Однако федеральным законодательством ограничение на приватизацию земельных участков предусмотрено не для всех субъектов:

Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» два специальных основания для приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в порядке предоставления таких земельных участков.

1) Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: «Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации».

2) Пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: «Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости».

Таким образом, по данному вопросу образовалась коллизия: с одной стороны, при имеющемся в законодательстве Курской области ограничении на приватизацию переход права собственности на земельный участок невозможен, а с другой стороны, имеется самостоятельная норма права в Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ, которая предоставляет возможность выкупа при соблюдении определенных условий.

Исполнительные органы государственной власти Курской области и органы местного самоуправления понимали мораторий на приватизацию для 01.01.2020 г., установленный законодательством Курской области, исключительно императивно: в том числе и как запрет на предоставление в собственность без проведения торгов земельных участков гражданам и юридическим лицам (применительно к п. 4 ст. 10 Закона № 101-ФЗ) или сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам (применительно к п. 5.1 ст. 10 Закона № 101-ФЗ).

Точку в споре о пределах применения моратория на приватизацию поставил Арбитражный суд Центрального округа.

В частности, при рассмотрении судебных споров (вопросы относительно применения специального основания для предоставления земельных участков в собственность, установленного пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ (дело № А35-2946/2015), установленного пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ (дело № А35-4245/2017), суд определил, что законодательство Курской области, установившее в императивном порядке тотальный запрет на приватизацию земельных участков сельхозназначения, фактически противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Закону № 101-ФЗ, и, следовательно, применение ограничений в порядке приобретения данной категории земельных участков при наличии оснований, установленных п. 4, п. 5.1. ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ, недопустимо.

Однако, в настоящее время, несмотря на факт противоречия и несоответствия федеральному законодательству, норма, устанавливающая императивный запрет на приватизацию рассматриваемой категории земельных участков, по-прежнему установлена в законодательстве Курской области: никаких необходимых изменений и дополнений, прямо указывающих на возможность применения специальных оснований для приобретения права собственности на землю, до сих пор не внесено; информации, разъясняющей такую возможность, в публичном доступе со стороны исполнительных органов также не представлено.

По этой причине юристы КРО ООО «ОПС «Человек и Закон» обратились в Прокуратуру Курской области с предложением о содействии по приведению законодательства Курской области в соответствие Федеральному законодательству (в части установления порядка приватизации земель сельхоз назначения).

Это предложение было рассмотрено в рамках работы Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Курской области. Все участники Общественного совета одобрили и поддержали инициативу юристов коллегии, и Прокуратура Курской области уже приступила к действиям, обеспечивающим отмену рассматриваемого моратория.

То, что предложение КРО ООО «ОПС «Человек и Закон» было принято в работу Прокуратурой Курской области, позволит коренным образом изменить ситуацию в сфере пользования земельными участками сельхозназначения: У предпринимателей, арендующих данную категорию земельных участков, наконец-то появилась реальная возможность беспрепятственно приобрести используемые земельные участки в собственность, причем минуя процедуру проведения торгов и по стоимости, не превышающей кадастровую.

Правовое обоснование правомерности отмены запрета на приобретение в собственность земельных участков сельхозназначения.