01 июля 2019 г. прошло очередное заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Курской области
На заседании присутствовали практически все члены Общественного совета.
Повестка дня:
- Провокация правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
- Индекс «Административное давление – 2019». Ключевые проблемы.
От прокуратуры Курской области выступили постоянные участники совета — Студеникин Н.В. — первый заместитель прокурора Курской области, и Кузина Н.В. — старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства.
При рассмотрении вопроса о провокациях правоохранительных органов приглашенным экспертом выступил Роман Николаевич Халин – адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Гриб, Терновцов и партнеры».
В рамках рассмотрения первого вопроса повестки дня был продемонстрирован видеосюжет, посвященный одному реальному примеру провокации со стороны правоохранительных органов – привлечению несовершеннолетнего лица к приобретению алкогольной продукции.
Сюжет вызвал большой ажиотаж среди участников заседания: обращения от предпринимателей об аналогичных провокациях неоднократно поступали в адрес Торгово-промышленной палаты, в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области.
Р.Н. Халин, адвокат: «Сложность такого явления, как провокация – необходимость доказывания в суде причин продажи алкоголя продавцом несовершеннолетнему лицу. При этом приобретение алкоголя несовершеннолетним – один из часто встречающихся, но далеко не единственный пример провокации. Один из недавних и самых ярких эпизодов выявления и признания провокации – дело журналиста Ивана Голунова.
Еще одна особенность такого явления как провокация состоит в том, что субъект защищён от провокации законодательством более тщательно при расследовании преступлений, в отличие от дел об административных правонарушениях.»
Н.В. Студеникин, первый заместитель прокурора Курской области: «Грань между провокацией и оперативно-розыскными мероприятиями очень тонка Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально и подробно, прежде чем давать категоричную оценку. И если мы говорим об уголовно-наказуемых деяниях, все положения закона об оперативно-розыскной деятельности должны быть тщательно соблюдены. Это базовое правило, не подлежащее нарушению».
Относительно индекса административного давления – второго вопроса повестки дня, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства Кузина Наталья Викторовна пояснила следующее:
В марте 2019 г. Генеральная прокуратура РФ сообщила, что в Курской области индекс административного давления за 2018 год один из самых высоких в РФ. В частности, к органам, оказывающим максимальное давление на бизнес отнесли: МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Жилищную инспекцию.
Какие показатели легли в основу индекса: сведения о количестве проверок, наложенные штрафы, взысканные штрафы, вынесенные вместо штрафов предупреждения.
Первоначально информация о показателях была представлена Уполномоченным по защите прав предпринимателей региона в 2018 г. и легла в основу доклада федерального бизнес-омбудсмена, которая и была принята к сведению Прокуратурой РФ.
При последующем перерасчете показателей, полученных уже непосредственно региональной прокуратурой, выяснилось, что по ряду пунктов они значительно ниже и делать вывод о высоком индексе давления при таких показателях не следует: по предварительным подсчетам и даже по мнению членов Общественного совета установлена тенденция к снижению административного давления в регионе.