12 декабря прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования нотариальной деятельности».

 

Модератором площадки выступил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Николай Владимиров.

 

В качестве спикеров и экспертов площадки участие в мероприятии приняли Константин Корсик, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, президент Федеральной нотариальной палаты, и Александр Терновцов, адвокат, руководитель юридического направления КСВО, заместитель председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов.

 

🗓Работа над законопроектом «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» последовательно ведется Министерством Юстиции при участии Федеральной нотариальной палаты, институтов общественного контроля и профессиональных юридических сообществ с начала 2024 г. Состоявшийся круглый стол – один из финальных этапов работы над законопроектом.

 

Как отмечает Министр юстиции Константин Чуйченко, сейчас в системе нотариата происходит много положительных изменений, и пришла пора глобально рассмотреть вопрос о необходимости разработки нового профильного закона, т.к. основы законодательства о нотариате 1993 года нуждаются в обновлении.

 

✅Среди ключевых новаций законопроекта:
— Исключается совместная компетенция Минюста России и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов, а также предусматривается возможность Минюста отменить противоречащие законодательству решения палаты.
— Усиление госконтроля: сочетание государственного регулирования и корпоративного управления нотариальной деятельности с превалированием государственного контроля.
— Повышение ответственности нотариусов: рассматривается изменений системы допуска в профессию, в том числе порядок проведения конкурсов через единые государственные квалификационные комиссии. Нотариус отвечает за любой вред, причиненный гражданам и юридическим лицам в связи с совершением нотариальных действий, а также в связи с неправомерным отказом в их совершении. Ограничивается возможность передачи полномочий нотариуса помощнику.
— Устанавливается возможность для нотариусов в отдельных случаях взимать предварительную оплату.
— Обсуждается обязательное участие нотариата в корпоративных процедурах, в особенности, когда речь идет о деятельности органов управления публичных компаний.
— Исключены нормы, которые могли бы создать условия для конкуренции между нотариусами по установлению стоимости нотариальных услуг, что могло бы привести к произвольности установления тарифа в пределах установленных предельных значений.
— Сохранились существующие критерии по количеству должностей нотариусов. При этом в случае необходимости обеспечения доступности нотариальных услуг регионы по согласованию с территориальным органом юстиции могут принять решение об их увеличении или уменьшении.

 

Большое внимание уделяется цифровизации системы, благодаря которой нотариальные услуги и сами государственные процедуры становятся для граждан и юрлиц удобнее, доступнее и оперативнее. Работа в этом направлении продолжится.

 

📣Президент Федеральной Нотариальной палаты Константин Корсик выступил с докладом на тему «Нотариат России: гарант стабильности гражданского оборота»: «недавний опрос общественного мнения ВЦИОМ показал, что 90 процентов россиян доверяют нотариусам. Ежегодно нотариусы пресекают более 600 попыток мошенничества в год, десятая часть которых направлена на недвижимость».

 

Особым направлением деятельности продолжает оставаться поддержка участников и членов их семей, а также пострадавших жителей приграничья.
📣Александр Терновцов отмечает: «Сегодня нотариусы предоставляют значительное число льгот при совершении нотариальных действий –предусмотрены льготы для участников специальной военной операции, для жителей приграничья применяются минимальные региональные тарифы. В связи с этим можно вернуться к проработке вопроса о включении таких льгот в состав расходов, принимаемых к вычету при формировании налогооблагаемой базы». В итоге обсуждения предложено проработать вопрос о включении таких льгот и в состав расходов, принимаемых к вычету при формировании налогооблагаемой базы.