21 февраля были подведены итоги первого в этом году конкурса Фонда грантов Президента РФ на развитие гражданского общества.
И буквально на днях аналитики Фонда представили ТОП-10 регионов по числу победителей в нем.
Курская область в этот рейтинг не вошла.
Конечно, если анализировать развитие нашего региона в участии в конкурсах Фонда грантов без каких-либо сравнений, исходя исключительно из индивидуального, курского, пути, результат, достигнутый в 2020 году весьма неплох: победителей стало в 2 раза больше, чем в предыдущем конкурсе, причем часть заявок-победителей смогла получить поддержку на этапе подготовки заявок – они была оформлены при участии ресурсного центра НКО – Центра поддержки общественных инициатив, сумма привлеченных в регион средств составит более 10 млн. руб.,
Но если мы возьмем 3 лидеров рейтинга: Волгоградскую, Самарскую и Белгородскую область, успехи Курской области скромны.
Причем история участия в конкурсах 1. 2020 – 3.2019 г аналогична Курской: в 2020 г. число победителей в каждом из рассматриваемых регионов существенно подросло по сравнению с последним конкурсом 2020 г.
И Волгоград, и Самара – стабильное лидерство и по числу поданных заявок, и по числу выигранных проектов, и по объему привлеченных в некоммерческий сектор средств уже на протяжении нескольких лет и своих лидерских позиций они не снижают.
Белгородская область – один из лидеров в НКО-сфере, в принципе, в топ-10 область вошла впервые с 2017 г., но заявок на конкурс грантов регион всегда подает рекордное количество и побед стабильно много.
Почему так происходит, чем вызвана такая мастерская постоянность?
Активность участия в конкурсе президентских грантов и число проектов-победителей – самый честный и прямой показатель активности НКО-сектора в регионе.
Каждый, хоть немного причастный к деятельности НКО человек, несмотря на грамотный и полезный совет экспертов не подсаживаться на «грантовую» иглу, скажет, что сегодня конкурс Фонда президентских грантов – самая реальная возможность получить финансирование на развитие общественных и социальных проектов.
Каких либо квот, льгот или ограничений на число поданных заявок и на число выявленных победителей для каждого субъекта РФ отдельно Фонд никогда не вводил: каждое соответствующее минимальным (на самом деле минимальным, тот же конкурс региональных субсидий для НКО в Курской области требует минимум одного года ведения деятельности до участия в конкурсе, в отличие от полугодового для Фонда), требованиям НКО может подать заявку на любой некоммерческий проект, масштабный и не очень, на большую сумму или малую. Главные факторы победы – социальная значимость проекта и корректно и ясно оформленная заявка-описание проекта.
Практически все действующие НКО в России – организации, деятельность которых связана с решением актуальных и востребованных проблем социума. Следовательно, проблемы сформировать и придумать интересную идею для проекта не существует.
Оформление заявки – это исполнение логически выверенного алгоритма. Да, в нем есть свои нюансы, но, как при изучении естественных наук, важно понять принцип написания, и дальше спокойно проработать заявку. Достаточно один раз пройти под руководством опытного в написании грантовых заявок лица этот путь и в дальнейшем оформление заявки – вопрос, что вложить в заявку, а не как ее оформить.
То есть, если поскрести снаружи, участие и победа в грантовых конкурсах – не самое сложное, а вполне претворимое в жизнь действо.
Тем не менее, на примере Курска, простейшая связка «нко — грантовый конкурс» результата «успешное участие» не дает.
Так в чем же этот переломный фактор? Почему в Волгограде, Белгороде и Самаре так успешны и активны НКО?
Ответ на этот вопрос, достаточно простой, есть, но знание этого ответа не является разрешением данного феномена успеха для любого другого субъекта РФ.
На примере Курской области можно выделить 2 ключевых, явно бросающихся в глаза отличия от субъектов-лидеров:
— низкий процент местных НКО и проектов, сосредоточенных на небольшие населенные пункты. В большинстве регионов проекты-победителей реализуются на территории муниципальных районов, малых сел и городов.
— низкая информированность о самой системе организации конкурса:
слишком сложный подход к выбору проектов, отсутствие сведений о реализуемых проектах в других субъектах, непонимание тенденций в области грантовых конкурсов.
На последнем подпункте можно остановиться отдельно, это очень яркий и показательный пример:
2020 г. – год 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
По итогам конкурса 2020 г. направление «Сохранение исторической памяти» на 1 месте как по количеству победивших проектов – 314, 15% от общего числа, так и по сумме грантов — 763 млн. руб., 18% от общей суммы. С учетом проектов, поддержанных в 2019 г., всего будет реализовано 469 проектов, посвященных Победе, а общая сумма поддержки составит более 1 млрд. руб.
И при таких масштабах связаны с годовщиной Победы менее 1/5 поданных заявок на грантовый конкурс от НКО Курской области. Региона, имеющего прямое отношение к переломным событиям Войны!
Да, безусловно, деятельность далеко не всех НКО связана с сохранением исторической памяти. Да, не превратить в хайп, пародию и попытку заработать и пропиариться на таком значимом и трагичном для России событии, как Великая Отечественная война, а сделать проект с достоинством, с душой и бережным отношением к памяти предков – отдельное искусство. Но, имея в качестве поддержки мощнейшую историческую базу, не принимать во внимание по-настоящему актуальные темы для общества – тупиковый путь развития любого НКО.
Однако при этом и все вышеуказанные признаки – это следствие, а не причина таких показателей в нашем регионе:
Статистика Самары, Волгограда, Белгорода, да и других субъектов-лидеров НКО дает очевидный естественный вывод – НКО-сфера развита там, где качественно, активно и постоянно функционирует некий единый монополист – платформа/центр/объединение – комплексной поддержки некоммерческого сектора.
Но за этим выводом следуют детали и мелочи, в которых и сокрыт дьявол:
Центр успешен, т.е. НКО активны, тогда, когда функционирует не один год, а устойчиво на протяжении нескольких лет. Функционирует не только потому, что в нем работают грамотные специалисты своей отрасли, но потому, что такой центр объединяет, обеспечивает взаимодействие власти, нко и экспертов в области НКО. Функционирует потому, что интересен и властям, которые видят в НКО соратников в работе по решению социальных и общественных проблем региона, и НКО, которые видят интерес в их развитии и участии в решении целей и задач, для которых эти НКО создавались, со стороны власти, и населению региона, который должен понимать, что есть сферы, области и вопросы, где не всегда власть, а общество может и должно выступать инициатором, организатором и активным исполнителем в решении важных для людей задач и функций.
Обеспечить выполнение этих принципов и такого подхода к НКО = обеспечить активный НКО-сектор региона, обеспечить вхождение в ТОП регионов-победителей конкурса Фонда президентских грантов.