В Курской области объем нелегальных перевозок составляет сегодня примерно 50% всего рынка. По приблизительным подсчетам, только с одного маршрута «Курск – Обоянь» ежемесячно Автовокзал не дополучает 200-250 тысяч рублей и еще порядка 100 тысяч теряет перевозчик, обслуживающий маршрут. В условиях сокращения пассажиропотока финансовая сторона вопроса становится еще более актуальной. Не говоря уже о безопасности людей, пользующихся услугами нелегалов.
 
Как решать проблему – говорили на встрече, прошедшей в пятницу, 6 ноября, с участием межрегиональных и межмуниципальных перевозчиков, представителей комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области и Центра правовой защиты субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
 
С точки зрения закона есть пять статей в Административном кодексе и две в Уголовном, по которым можно привлечь «нелегалов». Работает в регионе и специально созданная комиссия. Но, к сожалению, на практике не всегда у нее имеются необходимые правовые инструменты. «Зачастую, им проще наказать легального перевозчика за грязное стекло или плохо читаемые документы, чем гоняться за нелегалами», — жалуются перевозчики. Парадоксально, но за деятельностью легальных перевозчиков надзирают порядка семи государственных структур, в то время как в случае с нелегалом нужно еще доказать, что он таковым является, а не просто «подвозит соседей».
 
Легальные перевозчики признаются – конкурировать со своими «черными» коллегами им сложно, и не только из-за откровенно агрессивного поведения последних. «Мы покупаем новые автобусы, это кредиты, лизинг. Нелегал, если мало пассажиров, может не выходить в рейс. Мы, даже с пустым автобусов, вынуждены обслуживать маршрут себе в убыток», — говорят представители компаний-перевозчиков.
 
Вариант выхода из сложившейся ситуации на встрече предложили представители Центра правовой защиты субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
 
«В сфере теневых перевозок есть несколько направлений – деятельность без лицензии, деятельность с лицензией, но без маршрута, деятельность автобусов до 9 посадочных мест, которые оборудуются под большее количество мест, деятельность, маскируемая под такси. И по каждому из этих направлений уже наработаны правовые алгоритмы, успешно апробированные другими регионами. Например, когда в прошлом году в Москве в результате спецрейдов поставили на штрафстояку 1200 транспортных средств, то сразу же после этого было выдано около 2500 разрешений», — рассказал руководитель Центра правовой защиты субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков
Александр Терновцов.
 
И предложил создать на базе администрации области специальную комиссию, в состав которой необходимо включить представителей ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, регионального комитета транспорта и автомобильных дорог, Управления федеральной налоговой службы, полиции.
 
«Еженедельно комиссия будет проводить рейды, и представитель каждой из структур в рамках своих полномочий будет выявлять нарушения. У нашей общественной организации уже наработан опыт в сфере борьба с нелегалами, в частности, речь идет о нелегальных таксистах на Привокзальной площади. Готовы включиться в работу», — отметил Александр Терновцов.
 
Начальник Управления организации перевозок и развития транспортной логистики регионального комитета транспорта и автомобильных дорог Алексей Василенко согласился, что безнаказанная нелегальная деятельность вредоносна для отрасли в целом и признал, что предлагаемый общественниками вариант может помочь решению проблемы.
«Проработаем вопрос создания комиссии. Кроме того, уже в ближайшие дни организуем специальные рейды по выявлению нелегальных перевозчиков на межмуниципальных маршрутах», — отметил он.