Владимир Феоктистович Баркатунов, председатель Общественной наблюдательной комиссии Курской области, заведущий кафедрой «Философия, история и право» Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, поясняет, как проходит голосование в местах лишения свободы.

На территории Курской области находится более двух десятков учреждений различной ведомственной принадлежности, в которых содержатся отдельные категории правонарушителей, в том числе лица, совершившие административные правонарушения, а также лица, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей. В соответствии с действующим избирательным законодательством эта категория граждан имеет право на участие в выборах и референдумах, кроме тех, в отношении кого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы. Это ограничение содержится в ч. 3 статьи 32-й действующей Конституции Российской Федерации, где прямо указывается на то, что «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Практически это означает, что все осуждённые, находящиеся в местах лишения свободы в очередных выборах принимать участия не будут. В тоже время лица, содержащиеся в следственных изоляторах, таким правом обладают, кроме, например, лиц, оставленных в хозяйственной обслуге и иных категорий осуждённых, в отношении которых приговоры вступили в законную силу.

Голосование граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, регулируется положениями п. 1 и 7 ст. 23 и ст. 69 федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», ст. 72 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При этом голосование на избирательных участках, образованных в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется также исходя из положений Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», касающихся обеспечения порядка и условий содержания под стражей указанной категории лиц и режимных особенностей функционирования мест содержания под стражей.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после сформирования участковой избирательной комиссии, но не позднее, чем за четыре часа до окончания времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все заявления (обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. Начальники учреждений должны организовать передачу письменных или устных заявлений граждан в участковые избирательные комиссии.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре. Информацию о желающих проголосовать начальники мест содержания под стражей передают в участковую избирательную комиссию заранее, то есть до прибытия её членов с правом решающего голоса в места содержания под стражей для проведения голосования вне помещения для голосования.

В целях соблюдения режима и требований изоляции в местах содержания под стражей избиратели, участники референдума, изъявившие желание проголосовать и написавшие письменные заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибывают в помещение, где проводится голосование вне помещения для голосования покамерно. В указанном помещении должны находиться личные камерные карточки лиц, изъявивших желание участвовать в голосовании. В этом помещении не должны находиться избиратели, содержащиеся в разных камерах.

После сверки членом участковой комиссии с правом решающего голоса личности избирателя с данными личной камерной карточки избиратель расписывается в соответствующей строке списка избирателей, и ему выдается избирательный бюллетень. Заполненный избирателем избирательный бюллетень опускается им в ящик для голосования.
Начальники мест содержания под стражей предоставляют возможность наблюдателям, иным лицам, присутствующим при голосовании, в соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при необходимости удостовериться в личности голосующего избирателя путём ознакомления с данными о нём, содержащимися в личной камерной карточке, либо паспорте (ином документе, заменяющем паспорт), который приобщён к личному делу этого гражданина.

На различных этапах конституционного строительства отношение государства к участию в выборах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, разнилось. Им то запрещалось участвовать в избирательной кампании (1918-1919 гг.), то отсутствовали формальные предписания закона о недопущении к участию в выборах (1962-1991 гг.). Реальную основу ограничение избирательных прав осужденных получило лишь в 1991 году, когда в статью 92 Конституции РСФСР были внесены изменения, которыми устанавливалось, что «в выборах не участвуют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда».

Голосование в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, проходит в той же последовательности и с соблюдением тех же норм избирательного законодательства, что и на общих избирательных участках. В то же время голосование осуществляется с учётом режимных требований, обязательных для мест содержания под стражей.

Владимир Феоктистович от имени Общественной наблюдательной комиссии Курской области сообщил, что на грядущих выборах Президента РФ комиссией запланирована проверка соблюдения избирательных прав данной категории граждан во всех учреждениях, предназначенных для принудительной изоляции от общества.